воскресенье, 5 мая 2019 г.

...Учить Костю математике буду я, безапелляционно заявил мне дедушка Юра. Костик с обожанием взглянул на прадеда, а я внутренне содрогнулась. 

Я помнила, как двадцать лет назад, когда дед сказал те же слова, моя мама сочувственно потрепала меня по макушке. Мой любимый дед, изучавший физику плазмы в знаменитом Курчатовском институте, искренне считал, что для его потомства нет интереснее и занимательнее занятия, чем целыми днями заниматься с ним точными науками. 

Вы когда-нибудь искали к школьным задачам для начальной школы наиболее изящное решение? А я искала. А до этого искала моя мама. У Вовы два яблока, у Пети три, а у Маши столько же яблок, сколько у обоих мальчиков. И ты сидишь и пятью разными способами ищешь, сколько же всего этих чертовых яблок было у этих чертовых детей. Проходит уже час, твои друзья весело гомонят на улице, взъерошенный дед с маниакальным огнем в глазах тычет карандашом в учебник, а ты, подавляя зевоту, с тоской понимаешь, что на очереди задачка про Сашу с марками, которые он, подлец этакий, зачем-то распихал про двум альбомам. И теперь на подсчет всех этих марок разными способами может уйти добрая половина вечера. 

А как вам вместо мультиков решать на ночь занимательные перельмановские задачи? А два часа подсчитывать расстояние, преодоленное неймановской мухой, перед тем как ее раздавили два несущихся навстречу поезда? 
Короче, не такого детства хотелось мне для своего сына. Но я тогда только вернулась из декретного отпуска в институт, времени на занятия с ребенком не хватало катастрофически, поэтому я малодушно решила, что если уже дочь и внучка выдержали эту математическую лавину, то и правнук должен справиться. Поцеловав в лоб новую жертву, я отдала его детский мозг прадеду на растерзание. 


Но к моему великому удивлению Костя от занятий был в восторге и с охотой проводил все вечера в дедовой комнате. Из-за закрытой двери доносились азартные возгласы и взрывы хохота, резко смолкающие при моем приближении. Заглядывая в комнату, я видела, как заговорщики склонившись над столом, хихикают и записывают столбики чисел на тетрадном листке. 
По утрам, отводя ребенка в садик, я задавала ему простейшие математические действия. Сын, нахмурив белесые бровки, шевелил губами, усердно подсчитывая, а потом неизменно выдавал правильный ответ. 
Идиллия закончилась довольно скоро - буквально через месяц меня пригласила на конфиденциальную беседу наша воспитательница Валентина Григорьевна. 

Костя хороший мальчик и прекрасно справляется со счетом, сказала строго Валентина Григорьевна, вот только Ваша методология...хм, немного странновата. Думаю, что мотивацию для учебы можно было бы черпать из другого источника... 
Поскольку я не могла понять о чем она говорит, Валентина Григорьевна позвала Костю и ласково спросила, сколько будет два плюс три. Мое пятилетнее дитя, копируя бородатого прадеда, почесало подбородок и глубокомысленно изрекло: "Дама с Валетом - это пятерочка. Мне бы еще туз, шестерик - и порядок"... 
Оказалось, что дед, решил преподавать правнуку математику в игровой форме. Что характерно, игровой в буквальном, карточном, смысле этого слова. Он научил Костю играть в Очко, или Двадцать одно, посчитав, что нет эффективнее способа натаскать ребенка счету в пределах двадцати. Играли на конфеты - карамельки "Мечта" и "Театральная". В таких условиях Костя полностью освоил основы сложения за неделю. 
Обучение проходило в условиях строжайшей секретности - дед не был уверен, что я одобрю столь прогрессивный метод преподавания. Костя и в саду-то спалился случайно - на вопрос воспитательницы, сколько будет одиннадцать плюс одиннадцать, сокрушенно кивая головой, сказал: "Перебор". 
Дед потом месяца два возмущался узостью кругозора воспитательницы, не оценившей его сверх успешный эксперимент... 
Воспитательница, нянечка, психолог, заведующая и даже охранник детского сада Петрович с тех пор смотрели на меня подозрительно, а на Костю - сочувственно, очевидно подозревая, что нерадивая мать готовит ребенка к нелегкой жизни в цыганском таборе... 
Наш участковый стал не просто здороваться, а еще и ласково выспрашивать как мои дела и не требуется ли какая-нибудь помощь... 
Я всерьез подумывала перевести ребенка в другой детский сад, потому что по молодости очень остро реагировала на осуждающие взгляды в мою сторону... 
Костя, даже не догадывавшийся какие мутные педагогические волны всколыхнулись вокруг его персоны, был счастлив и горд тем, что в детсадовской группе несомненно лидировал среди детей своими математическими способностями. В очко играть ему вскоре надоело и дед обучил играть его в покер и преферанс для развития памяти и логического мышления... 
А через полтора года деда не стало... 
Костя больше никогда не проявлял интереса ни к математике, ни к физике. Он смутно помнит, как играл в карты за закрытыми дверями, совсем не любит карамельки, но если его спросить сколько будет десять плюс одиннадцать, он, не задумываясь, всегда говорит: "Очко". 

В роли деда картонный китайский мудрец. Может Лао Цзы, а может Конфуций. Борода и брови из шерсти для валяния. Два ящика - кармана для мелочей плюс традиционный отсек в голове.

4 комментария:

  1. Спасибо!!!! Эх, и веселая история и грустная. Но из своего детства с мамой-математиком тоже хорошо помню, как ехали в поезде к бабушке и я, сидя за качающимся столиком, решала системы линейных уравнений методом Гаусса, матричным методом и методом Крамера. И ответы во всех трех вариантах должны совпасть. А я еще только закончила 8-ой класс.
    А все вокруг пирожки едят, кроссворды решают...

    ОтветитьУдалить
  2. Жизнь, как есть: и смех, и слезы... Спасибо за рассказ :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо за всегда такие теплые комментарии!

      Удалить